Зависимость от смартфона или телефона – это бич современного общества, с которым приходится иметь дело практически каждой семье в России. Чтобы разобраться как ее выявить и вовремя принять контрмеры, Вам поможет консультация психолога.
Зависимость от гаджетов — что это такое?
Современный мир технологий подготовил обществу коварнейшую ловушку в виде огромного числа «высокотехнологичных» устройств.
Если обратиться к официальной статистике, в которой будут фигурировать сотовые телефоны, планшеты, персональные компьютеры, коммуникаторы, умные браслеты, смарт-часы, задействованные каждый день и прочно вошедшие в нашу жизнь, то получится, поверьте, громадная цифра. И это мы говорим о взрослых, имеющих опыт живого общения, обладающих силой воли, как им кажется, рациональным мышлением и мотивацией. Что уж говорить о сыновьях и дочерях…?
Для подростков наблюдается совершенно иная картина: для них общение с гаджетом – это реальность, более того безальтернативная, просто потому что они не знают «а как иначе». Нависшая проблема зависимости над родителями пугает их своей непредсказуемостью, никто не может спрогнозировать, чем закончится бесконтрольное использование девайсов для конкретного человека, таких исследований попросту нет. Мы с Вами сами участники этого эксперимента, причем в режиме реального времени – первопроходцы, если хотите.
И так, зависимость от гаджетов (гаджетомания) — это неконтролируемое их использование, которое негативно влияет на здоровье человека: как психическое, так и физическое.
А в чём действительно опасность и вред?
Каждому родителю сейчас жизненно необходимо понимание: какие угрозы таит в себе гаджет-зависимость его чада и к чему она неминуемо приведет. В первую очередь, это проблемы физического характера – отставание в развитии организма, а во-вторых, риск стать обладателем искалеченной психики на всю жизнь.
- Влияние на концентрацию внимания
- Ухудшение функций памяти
- Падение зрения
- Низкая физическая активность и ожирение
- Искривление позвоночника
- Бессонница
- Потеря интереса к живому общению
- Уход от реальности
- Просмотр нежелательного контента
- Попадание под влияние нежелательных сообществ и лиц
Предпосылки развития зависимости. Что не так с этими родителями?
Для нас психологов – это нонсенс, когда родители сами провоцируют развитие зависимости. Вспомните себя и те ситуации, в которых гораздо проще дать в руки ребёнку гаджет, чем заниматься его развлечением самостоятельно. Многократно повторяющиеся подобные манипуляции закрепляются на подсознательном уровне, и мозг маленького человека формирует связь: «Виртуальная жизнь важнее реальности!» Сейчас разговор идет о детях, когда критическое мышление отсутствует, и все установки, данные близкими людьми, воспринимаются безусловно.
Если мы рассмотрим проблему в разрезе жизни подростка, то на данном этапе зависимость уже сформирована и прочно закреплена. А как иначе…?
- Отсутствие разнообразного досуга
- Отсутствие общения
- Собственный пример
- Запреты
Вот лишь малый перечень предпосылок для развития зависимости, одновременно, это и безответственность в отношении родителей к своим детям. Ключ к пониманию корня проблемы формирования гаджет-зависимости - изменение собственного поведения взрослых.
Как диагностировать гаджет-зависимость у подростка?
Признаки зависимости у подростка
- Хорошее настроение, позитивные эмоции в тот момент, когда гаджет находится в прямом доступе и диаметрально противоположное состояние без него.
- Неспособность подростка контролировать время, проводимое с гаджетом, неспособность и нежелание закончить “любимое занятие” даже при многократных напоминаниях, нарушение всех договоренностей об ограничении.
- Необоснованная трата денежных средств на покупки виртуальные и реальные.
- Тоннельный синдром внимания. Любые попытки переключить внимание подростка заканчиваются гневом.
Сколько времени подросток должен сидеть в гаджетах, чтобы говорить именно о зависимости?
Однозначной нормы нахождения перед экраном нет, она определяется в основном возрастным развитием.
В среднем:
- дошкольник — не более 30 минут,
- школьник — не более 1–2 часов,
- подросток — не более 2–3 часов.
Если временные интервалы выше, то следует обратить на это самое пристальное внимание.
Но следует помнить, что в вопросе зависимости от гаджетов мы рассматриваем не только временной параметр, но и эмоциональный, и социальный.
Как помочь подростку избавиться от зависимости?
Первое, с чего начинается любая работа с зависимостями - это признание проблемы. “Да, это произошло или происходит в моей семье”. Дальнейшие шаги - это анализ возможных путей решения или обращение за помощью для выработки плана действий.
- Анализ детско-родительских отношений
- Выстраивание конструктивного диалога и проговаривание эмоций
- Поиск альтернативных замен гаджетам
- Установление мягких временных границ
- Подача примера собственным поведением
- Обращение к семейным традициям
- Мягкий контроль
Невозможно научить подростка новому поведению сразу, невозможно ввести тотальный запрет без усугубления отношений в семье. Семья является динамичной системой. В первую очередь, родители обязаны пересмотреть свое отношение, и свое поведение в отношении гаджетов.
В каких случаях необходима помощь психолога?
Родителям сложно признаться себе в том, что у их ребенка появилась зависимость, это всегда расценивается как признание собственной несостоятельности в воспитании. Отнюдь, нет, такое мнение лишь затянет принятие решения об обращении за помощью. Подумайте, кому Вы вредите тем самым? Не тому ли, за кого несете ответственность?
Если Вы видите хотя бы один признак из нижеуказанных, то медлить явно не стоит, так как процесс работы со специалистом тоже должен происходить постепенно и планомерно, на это требуется время:
- подросток не интересуется событиями реальной жизни: друзьями, семейными вопросами
- испытывает тревогу, находясь без телефона
- постоянно стремиться заглянуть в телефон
- становится нервным и беспокойным, когда смартфон находится вне зоны досягаемости
- не выполняет договорённости относительно времени, которое проводит в гаджетах