Первый раз в первый класс! Или не в первый. Украшенный двор школы, песни, благодаря которым мы узнаём, из чего «сделаны мальчишки и девчонки», красавицы с белыми бантами и маленькие модники в туфлях и галстучках... А ваш ребёнок не хочет идти в школу. Сегодня будем разбираться, почему, и знакомиться с методиками для устранения школофобии.
Что такое школофобия?
Школофобия или дидаскалейнофобия – это серьёзное тревожное расстройство, которое проявляется в боязни или отвращении к учёбе. Но это не просто страх перед учебным заведением. Это комплекс мыслей, переживаний, связанных с образовательным процессом, и негативных эмоций – это всё мешает ребёнку полноценно учиться и развиваться. Раньше считалось, что это временное явление, свойственное детям младшего возраста. Однако сегодня психотерапевты всё чаще сталкиваются с дидаскалейнофобией у школьников старших классов и даже студентов.
Термин «школофобия» довольно молод, однако сам страх перед школой и обучением существовал всегда. В некоторых древних культурах обучение было привилегией элиты, и дети из бедных семей могли испытывать страх перед школой, понимая, что она доступна не всем. Школы Средневековья отличались суровой дисциплиной, телесными наказаниями и религиозным давлением. Это также могло вызывать боязнь и отвращение к учебному процессу.
Появление массового просвещения, рост урбанизации и развитие психологии позволили более глубоко изучить проблемы, связанные с образованием. Психологи стали обращать внимание на страх перед школой, особенно у детей с трудным характером или проблемными семьями. Дидаскалейнофобия – это не просто «нелюбовь» к школе, а серьезный психологический феномен, который может иметь разные причины и требовать индивидуального подхода.
Симптомы школофобии
Симптомы школофобии, как и симптомы экстраверта, могут быть как физическими, так и психологическими. К физическим можно отнести головные боли, тошноту и рвоту. Они могут возникать перед школой, во время уроков или по дороге домой. Боли в животе, диарея и запоры могут быть связаны с тревогой и стрессом, которые испытывает ребенок перед выходом в школу. Также детей могут мучить повышенное потоотделение и учащенное сердцебиение.
Несмотря на то что физические причины данного явления разнообразны, психологические факторы играют ведущую роль. Тревога, страх и паника могут посетить детей, склонных к школофобии, даже во время каникул. Мысль о том, что скоро надо будет вернуться в ненавистные стены, может вызвать гнетущее беспокойство и переживания. Тревога также сказывается на настроении ребёнка, делая его раздражительным и плаксивым.
Нежелание идти в школу способно мешать ребенку сосредоточиться на уроках и усваивать информацию. Снижение успеваемости, проблемы с концентрацией внимания станут вечным спутником таких детей. Ребёнок может, вследствие сниженной самооценки и чувства изоляции, ощущать себя неуверенно и одиноко, избегая общения со сверстниками. Все эти факторы, не исключено, перетекут в агрессию, справиться с которой в будущем родителям будет непросто.
Причины развития школофобии?
Новая среда, полная неизвестных правил, ожиданий и людей – для некоторых детей этот переход становится стрессовым, они испытывают тревогу перед неизвестным, что может привести к школофобии. Школа часто представляет собой ситуацию, где ребёнок не имеет полного контроля над своей жизнью. Свободы действий меньше, чем дома, а учебный процесс жёстко структурирован – это также может способствовать развития беспокойства у чувствительных детей.
Помимо прочего, школа – это место с большим количеством «чужаков», что может вызывать страх перед социальным отторжением, особенно у детей с низкой самооценкой или склонностью к тревоге. Предыдущий негативный опыт в школе (например, различные виды буллинга, неудачи в учении, негативные отношения с учителями) также может привести к развитию дидаскалейнофобии.
Стоит отметить, что хронические негативные мысли о школе и обучении могут подпитывать тревогу и страх, усиливая школофобию. Плюс ко всему, впитывая как губки эмоции родителей, дети часто ненавидят учёбу, если старшее поколение высказывается о школе нелестно. Также нелишним будет подчеркнуть, что дефицит социальных навыков может привести к страху перед взаимодействием с другими детьми и учителями, что в свою очередь провоцирует данную фобию.
Какие методики используют для устранения школофобии?
Школофобия может стать серьезной проблемой, мешая ребёнку получать образование и развиваться. К счастью, есть методы, которые могут помочь справиться с этим страхом. Говорите о проблеме и с ребёнком, и с педагогом. Важно создать атмосферу доверия, где дети чувствуют себя комфортно, чтобы поделиться своими страхами. Учитель может помочь ребёнку адаптироваться к школе, предложив индивидуальный подход к обучению или создав дружественный микроклимат в классе.
Дома поддерживайте малыша, хвалите его за успехи, помогайте с домашними заданиями. Покажите, что школа – это не только учёба, но и возможность общаться с друзьями. Вместе с учителем можно организовать интересные мероприятия и игры, которые помогут ребёнку сблизиться с одноклассниками. Поддерживайте детей в их увлечениях, помогайте развивать таланты, убедите их, что они способны на многое.
Если вы замечаете у своего сына или дочери признаки школофобии, обратитесь за консультацией психолога, в Иваново специалисты работают как со взрослыми, так и с подрастающим поколением. После беседы с ребёнком психолог даст родителям рекомендации по созданию благоприятной атмосферы дома, поможет им понять и поддержать детей. Также он переориентирует ребёнка на эффективное общение, решение конфликтов и отстаивание своих интересов.